Легенды Отрара



















"Увиденное не сравнится с услышанным» - говорит нам арабская пословица".

Счастливый случай привёл меня в апреле 1970 года в состав экспедиции археологов из Академии Наук Казахстана, в качестве художника, на раскопки городища Отрар. Руководил экспедицией академик Кемаль Акишевич Акишев.

Из Алма-Аты, от здания Академии  отправился  караван из нескольких машин, путь которого лежал через бескрайние степи южного Казахстана к берегам Сыр-Дарьи.

И вот перед нами: величественная Сыр-Дарья и грандиозный холм среди подступающих заливных лугов - городище, бывший великий Отрар! Необходимо было выбрать место для лагеря, установить палатки, наладить условия для работы экспедиции.

Общение с учёными, историками, совместный труд на раскопках, всё это порождает бесконечное количество воспоминаний о деталях быта археологов и их работе. Сейчас мне хочется говорить о времени открытий для меня, погружения в тайну истории, о легендах, которыми овеян Отрар-Фараб.


Города возникали там, где шли торговые караваны Великим Шелковым путём, тысячелетиями существовавшим между Китаем и далёким европейским миром. 

 Изначально строились караван-сараи, где странники могли отдохнуть после утомительного пути. Вокруг них, естественно, возникали города и начинали жить своей жизнью. Развивались торговля, ремёсла. 


Города давали приют людям разных культур, языков, религий. Расцветал восточный базар - сердце средневекового города, где можно было найти товары со всего мира.

Существовал и особый товар - книги. Люди, испытывающие жажду знаний, заказывали купцам из разных стран книги, имеющие в то время огромную ценность. 

В Отраре, по преданию, была огромная библиотека, которая воспитала и дала миру великого учёного Востока - Абу Наср Мухаммеда аль-Фараби. Нисба (указание в его имени города, откуда родом учёный), навсегда прославила Фараб.


     
 Аль-Фараби в юности ушёл из родного Весиджа (пригород Фараба) в долгий путь. Он останавливался в разных городах, знакомился с учёными, использовал любую возможность овладеть всеми доступными знаниями. 

К концу жизни (закончил он свои дни в Дамаске), он владел 70 языками, им было написано около 160 философских трактатов. Аль-Фараби ввёл в арабскую культуру труды великого грека Аристотеля, учителя Александра Македонского.

Аристотель до сих пор восхищает учёных своей эрудицией, на Востоке его называют «Первым учителем». И только Аль-Фараби, через 1200 лет удостоился звания «Муаллим  ассана» - «Второй учитель» после Аристотеля.


Я знаю, что и сейчас учёные обращаются к текстам Аль-Фараби в поисках великой истины, сказанной Учителем на древнем для нас языке, проникая через наслоения переводов, которые иногда приносят изменения в смысл сказанного им.

Воссоздание истории Отрара – творческий процесс, нужны годы упорной работы талантливых археологов, чтобы приблизиться к осознанию реалий жизни города разных периодов современным человеком. 

В тот период мне было доступно немногое: напряжённая работа в раскопе рядом с рабочими, выносящими  землю  в отвал, радость от неожиданных находок – осколков керамики, фундаментов зданий, а также монет и других предметов. Постепенно приходило понимание значимости каждого события в общем процессе раскопок. 


Вспоминаю, что иногда к раскопу на холм поднимался на лошади чабан проходящего мимо стада, какое-то время наблюдал за нашей работой, спрашивал: «Ну что, нашли золото?» Все улыбались, и он возвращался к своему ежедневному кочевью. 


Керамика – одна из самых важных находок для археолога, позволяющая восстановить очень много сведений о времени, уровне жизни людей, их искусстве.

Она сохраняется почти не изменяясь, в отличие от других материалов (дерево, железо), помогает датировать слой, который вскрывается при раскопе вместе с другими находками. 

В лагере археологов главная моя работа состояла в зарисовывании керамики, изображений на ней и составлении таблиц с находками. 


Их вечером привозили из раскопа к моей палатке пропылённые рабочие. А позже, к ночи, приходил археолог Карл Молдахметович Байпаков (сейчас - академик, автор многих трудов об истории Казахстана, а тогда помощник Кемаля Акишевича, молодой историк), и, разбирая груду найденных за день предметов, составлял план моей работы с ними на завтра.

В раскопе - постоянная интрига. Вот показалась из земли верхняя часть хума - огромного керамического сосуда для хранения зерна - значит, в этом месте можно найти много интересного. 

На километры от городища можно наблюдать среди травы, вымываемые из земли черепки и другие предметы человеческого быта. 


Археологами установлено правило - всё, что люди находят в районе раскопок, принадлежит истории и требует изучения. Это должно быть сдано в архив экспедиции и зафиксировано. Вспоминается, как неожиданно в раскопе обнажился верх человеческого черепа. 


Значит - повышенное внимание к этому месту! Однако молодые рабочие, выносившие носилки с землёй мимо, немного повредили находку.

Немедленно археолог Лев Ерзакович своей властью остановил работы, юноши были отправлены в лагерь и мы вдвоём с ним, в течение почти двух дней, осторожно раскапывали это необычное захоронение. 

Открылось 18 человеческих черепов, установленных рядом на груду костей. Всё это, по мере появления, я зарисовывал, потом всё фотографировалось, упаковывалось мягким материалом и очень осторожно укладывалось в коробки для  транспортировки. За этим процессом постоянно наблюдали и другие археологи, наезжавщие в раскоп.

Вечером второго дня, когда работа была закончена, Лёва (мне приятно так называть этого великого человека, уже ушедшего из жизни) долго молчаливо сидел в раскопе, наблюдая закат, и потом сказал мне: «Я думаю, что так поступали люди, возвратившиеся для жизни в город после страшных нашествий, погромов, пожаров, когда всех жителей, которые сопротивлялись – убивали, остальных угоняли в рабство.

Первое, что должны были сделать возвратившиеся - это собрать останки людей и предать их земле. Ты не понимаешь, что это за ценность и сколько поколений этнологов, антропологов, историков будут работать с этими находками. 

Слой, где было это захоронение, датируется 13 веком, это могло быть возвращение людей в Отрар после монгольского погрома. С этим городом связано очень много великих исторических событий.

Возле Отрара находится мавзолей Арыстан Баб, великолепный памятник первому учителю и наставнику почитаемого на Востоке - Ходжи Ахмета Ясави. Волей Тимура в самом конце 14 века в Ясах (Туркестане), находящемуся севернее Отрара, был построен величественный мавзолей и самому суфийскому поэту и проповеднику ислама Ходжи Ахмету Ясави, которого Тамерлан бесконечно почитал.

По красивой легенде, могущественный эмир приказал своему бесчисленному войску построиться в цепочку от Самарканда через всю степь и передавать кирпичи от воина к воину. На место строительства он посылал из своей столицы лучших мастеров.

Существует ещё одна легенда, что Отрар и Ясы соединял подземный ход. В Отраре же прошли последние дни «Железного Эмира», «Поработителя народов» эмира Тамерлана. 

В 1405 году его 200-тысячная армия должна была выступить на Китай, но в феврале этого года, переправляясь с охраной через Сыр-Дарью, Тимур провалился под лёд и жестоко простудился.

Доставленный в Отрар «Великий хромец» через неделю скончался. Поход великой армии был отменён, эмира тайно отправили в Самарканд, где началась схватка за его огромное наследство. А Отрар ещё не раз подвергался набегам и возрождался. 

Прекратил он своё существование после осады, погрома и разрушения войсками джунгарского хана Галдана в 80-х годах 17-го века. Джунгарами была разрушена ирригационная система города, а после их ухода, немногочисленные возвратившиеся жители, восстановить её не смогли. Отрар окончательно опустел…

В следующем 1971-м году, весной, я снова был с археологами в Отраре. В этом сезоне я жил и работал в юрте, поставленной в лагере археологов. Находиться в юрте, по сравнению с палатками, которые раскалялись днём от солнца и горячего дыхания расположенной рядом пустыни Кызыл-Кум, было несравнимо комфортнее. Я уже больше знал, мог, ставил для себя новые задачи как художник.

После месяца работы на раскопе я отправился в путешествие по Средней Азии. Археолог Лев Ерзакович, с которым мы много беседовали, помог мне составить маршрут этого путешествия, дал ценные  советы и рекомендательные письма. 

Отрар, Чимкент, Нукус, Куня-Ургенч, Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Алма-Ата. Это были мои незабываемые кочевья, где на пути, кроме запланированной программы,  было множество счастливых встреч, о которых нужно рассказывать.                                           

                       Виктор Поликарпов